ШАЛМАТОВ, Сысой Изотович (1720 – 1789 ?) — скульптор.
   Родился в г. Осташкове Тверской губернии (ныне Тверская область).
   Столярному и слесарному ремеслу научился в Твери, в народном училище. Уже тогда он выполнил несколько заказов для городской ратуши. Местным народным училищем в то время руководил воспитанник Киевской академии, архиепископ Тверской и Кашинский Ф. Лопатинский (1680—1741), который посоветовал Шалматову перебраться в Курск, где в то время строилось много новых храмов и перестраивались старые. Для их убранства были нужны иконописцы, рабочие по металлу, золотари.
   Вскоре, а это был 1749, «купец и мастер резьбы по дереву» Шалматов переезжает в Курск.
   В следующем году он уже имел здесь свою мастерскую, быстро наладив дело. Набрал в нее способных местных мастеров. У него было много заказов по изготовлению величественных резных иконостасов для храмов Курска, Белгорода, которые возводились в этих городах.
   В 1754–1764 гг. шла перестройка Знаменского Богородичцкого монастыря Курска, настоятелем которого был выпускник Киевской академии архимандрит Г. Антонский.
   В этом монастыре в 1760-х гг. работал и Л. Кордет, который занимался составлением географического словаря, начатого еще М. Ломоносовым.
   В трех церквях монастыря — Знаменской, Богоявленской, Петропавловской — вместо старых изготовлены новые барокковые иконостасы. Столярные работы и резьба по дереву выполнялись под руководством Шалматова.
   В 1750–1760-х гг. по инициативе епископа Иоасафа Белгородского в Белгороде возводились новые храмы, украшенные иконостасами с изысканной резьбой, которая изготавливалась в мастерских Шалматова. Это делалось в церквях Успения Богородицы, Антония и Феодосия, в величественном соборе Троицкого монастыря. Дерево для резьбы заготовлялось в лесу рядом с с. Старица.
   Величественные иконостасы, которые изготавливались в мастерских Шалмаова, отличались богатством декоративного убранства. Он использовал в резьбе, наряду с традиционными виноградными лозами и листьями аканита, местные растительные мотивы — цветы мальв, георгин, роз, бархатцев, подсолнечника.
   Весь замысел мастера подчинялся единой цели — поразить человека в храме во время церковных служб, вызывать у него глубокие эмоциональные и эстетические переживания от неповторимой красоты иконостаса, который, устремляясь вверх, переливался щедрой позолотой.
   Будучи ярким представителем эпохи барокко, для которой характерен всеохватывающий дидактизм (морализация), Шалматов ввел в изготовленные им на Украине иконостасы круглую скульптуру. Всю архитектонику и образно-пластическое их украшение он подчинил утонченной резьбе.
   Увеличение роли скульптуры в декоративно-художественном убранстве интерьеров храмов соответствовало мировоззренческо-творческим задачам барокко, пришедшего на Украину из Западной Европы.
   Но вскоре условия для работы в Курске для Шалматова ухудшились.
   В начале своего правления Екатерина II усилила антиукраинскую политику. Согласно инструкциям, которые Екатерина II дала наместнику Украины графу П. А. Румянцеву, он обязан «искуснейшим образом присматривать за архиереями, дабы они не выступали из надлежащего сана своих пределов, рассеивая в народе простом предосудительные плевеллы».
   По поручению императорского двора и Синода надзор за архиереями поручили проводить П. Крайскому, которого перевели на епископскую кафедру в Белгороде. Он жестоко расправлялся с подчиненным ему духовенством, усердно выполняя указание Синода.
   С тех пор по указанию официального Санкт-Петербурга Синод стал вмешиваться в строительство и убранство храмов. Это и привело к отъезду Шалматова из Курска, где он имел большую мастерскую и учеников.
   По совету друзей мастер перебрался в Ахтырку, где велось большое храмовое строительство.
   В Ахтырке Шалматов скончался, там и похоронен.

На главную страницу